Перейти к содержанию Перейти к левой боковой панели Перейти в подвал

Достопримечательности и памятные места

Видеоэкскурсия «Достопримечательности села Узян»

Природные достопримечательности

Святой источник Табынской иконы Божией матери

Расположен на берегу реки Узян (приток Белой), ниже плотины, неподалёку от устья.
По легенде, источник возник в результате чуда: мимо шёл крестный ход, у реки богомольцы остановились, опустив икону на землю, а когда, отдохнув, отправились дальше, на том месте из-под земли забил родник. Сероводородная вода из этого источника по вкусу напоминает знаменитую табынскую воду (и, как показали современные исследования, идентична ей по своему составу) и обладает целебной силой. Православные построили на источнике часовню и каждый год ходили к нему крестным ходом.

С источником связана ещё одна местная легенда. Рассказывают, что ещё до революции пошли узянцы крестным ходом в Авзян с местным списком Табынской иконы. Икону несли две женщины, давшие обет нести её всю дорогу. То есть, кроме них нести икону никто не имел права. На одной из остановок женщины прислонили икону к дереву, сели отдыхать и задремали. Они не заметили, как к иконе подошли мужчины, чтобы самим нести её дальше. Но, как ни старались, даже не смогли сдвинуть икону с места – она словно приросла к сосне. А женщины, давшие обет, легко подняли и несли до самого Авзяна. Сейчас этот чудотворный список иконы находится в храме Белорецка. (легенда изложена на основе статьи И. Калугина «Престольный праздник села», опубликованной в газете «Белорецкий рабочий» от 18 августа 2009 года)

С приходом советской власти об источнике вспоминали всё реже, и только некоторые старожилы ещё помнили о целебной воде. Часовня была разрушена. А сам родник был уже почти незаметен под слоем ила. Вновь отыскали и расчистили источник ученики узянской школы под руководством учителя Мальцева Виталия Сергеевича. Над родником поставили деревянный сруб, укрепили на нём небольшую иконку, и народ вновь стал ходить на родник.
В январе 2003 года была восстановлена часовня на Святом источнике, а в 2009 году построена купель. В день престольного праздника на источнике проводят обряд освящения воды. В народе источник иногда называют Тухлым из-за присутствия в воде сероводорода. После отстаивания воды запах исчезает. Вода помогает исцелять заболевания желудка, кишечника, кожи и другие. За целебной водой часто специально издалека приезжают люди.

Ерастов камень в селе Узян

Ерастов камень в селе Узян

Это утёс, возвышающийся над прудом. Его название связано с именем юноши Ераста, мечтавшего о небе, и воплотившем свою мечту, совершив полёт с этого утёса.

Кем был Ерастка
История возникновения села Узян связана со строительством одного из демидовских чугунолитейных заводов. Для строительства и последующей работы на заводе переселили крепостных крестьян из разных губерний, в том числе и с Псковщины.

С переселенцами в Узяне появился безродный парнишка Ерастка. Его считали непутёвым, «блаженным»,потому что он отличался от своих сверстников необычностью поведения, слишком любознательным отношением к окружающему миру и живой природе. Он часами изучал строение крыльев гусей, других птиц, и мечтал сам летать по небу «аки птица». Мечта влекла Ерастку в небо, и он смастерил себе крылья.

Полёт
Первый полёт состоялся при стечении всего узянского населения, собравшегося на плотине только что возведённого пруда. На правом берегу, на возвышающемся утёсе стоял приготовившийся к прыжку Ерастка. Его руки были вдеты в верёвочные петли искусно изготовленных трёхаршинных крыльев, которые касались земли. Крылья были сделаны из птичьих перьев, скреплённых воском, и на их изготовление ушло несколько месяцев.
И вот Ерастка распахнул крылья, разбежался, прыгнул с края утёса и…полетел! Встречный ветер упруго ударил в крылья, поддержав планирование. Ерастка пролетел около трёхсот саженей расстояния и погрузился в воду почти на середине пруда. Крылья, распластавшись на воде, поддерживали Ерастку, пока он освобождал из петель руки. К народу Ерастка выплыл героем.

Дальнейшая судьба Ераста
Впоследствии юноша усовершенствовал свои крылья, совершал новые полёты. Но однажды при попытке очередного полёта, при испытании новых крыльев, его жизнь оборвалась. Для трамплина был выбран отдалённый утёс—уже не над прудом, а на вершине горы. Новые, более лёгкие крылья оказались ненадёжными и Ераст разбился. под той скалой его и похоронили. Назвали ту скалу тоже в его честь — Ерастовым столбом.

О происхождении узянской фамилии Ерастовы
Ерастка был красив и статен, нравился многим девушкам. Но его сердце было отдано лишь одной — местной красавице Дуняше. Но свадьба не состоялась: местный священник отказался венчать их, пока Ерастка не отречётся от своих полётов, так как считал полёты бесовским, богопротивным делом. Отказаться от неба и своей мечты юноша, конечно, не мог. У Дуняши родился внебрачный Ерастов ребёнок.
И с тех пор повелось: если у какой-то девушки рождался ребёнок вне брака, она говорила, что он Ерастов, чтобы не выдавать истинного виновника своего позора, боясь навлечь на него самосуд своей родни. Ерастке же такое наказание не угрожало — «блаженным» народ прощал и более тяжкие грехи. Поэтому отцовство незаконнорожденных детей приписывалось Ерастке, и вскоре в Узяне появились родоначальники сегодняшних, не состоящих между собой в родстве, Ерастовых. Эта фамилия распространена в селе по сей день.

По материалам статьи:

Каримов, Р. Ерастов камень[Текст]/ Р. Каримов// Белорецкий рабочий.- 1997.- 21 окт.- С.3

(Р. Каримов — один из псевдонимов белорецкого писателя, журналиста и краеведа Нуримана Каримовича Шагибекова)

Галкин колодец

Галкин колодец

Горный хребет Крака на Южном Урале вытянут от устья реки Узян (левый приток реки Белой) на 85 километров в северном и северо-восточном направлении, в пределах Бурзянского и Белорецкого районов. В селе Узян из отрогов хребта выходит родник.

Его вода кристально чиста и прозрачна. Здесь в 1926 году житель села Федот Галкин построил колодец. Он выкопал яму, поставил в нее бревенчатый обруб, чтобы края ямы не обваливались. Федот оберегал колодец, содержал его в чистоте, не пускал туда коров, лошадей, овец.

Возле колодца он находился с утра и до позднего вечера. Чтобы не терять времени даром, Федот вскопал лопатой поляну возле колодца и сажал на ней горох, овес, рожь. Может быть потому, что влаги всегда было достаточно, а может быть по какой-то другой причине, но урожай у Федота всегда выходил отменный.

Старожилы рассказывали, что часто к колодцу бегали незамужние девушки. В определенное время нужно было заглянуть в колодец, и, если повезет, увидеть отражение своего суженого. Говорят, что многим колодец правильно судьбу предсказал.

После смерти Федота, в 1939 году, колодец был заброшен и забыт… Туда стали гонять на водопой скотину, да и в разного рода гадания народ перестал верить. Люди забыли, что нужно оберегать колодец, что это источник силы жизненной.

Но колодец напомнил о себе в засушливом 1975году. Тяжелый был год для узянцев. Реки Узян и Белую сильно обмелели. Для жителей Литвы и Завода Галкин колодец остался единственным источником воды. Очереди за водой выстраивались с раннего утра. Вычерпывали воду досуха, но колодец с какой-то неведомой силой вновь наполнялся водой.

В ту пору учитель Виталий Сергеевич Мальцев с учениками принялся за восстановление этого колодца. Углубили и очистили от глины и грязи яму для сбора воды, расчистили территорию от лесного мусора, сделали новый обруб. Так колодец Федота Галкина получил новое рождение.

Позже колодец благоустроили: сбили вокруг него дощатый домик с крышей в виде часовни, покрасили, отремонтировали дорогу к нему.

Галкин колодец считается одной из святынь нашего села.

(Статья о Галкином колодце публикуется по материалам школьного краеведческого музея им. В.С. Мальцева)

Витины Камни

На первый взгляд может показаться, что эта местная достопримечательность имеет природное происхождение — ведь это всего лишь камни, размещённые близко друг к другу, начинающиеся на берегу реки, и захватывающие край воды. Этакие каменные мостки.

С этих камней удобно полоскать бельё, черпать воду, рыбачить, да и просто посидеть на них летним вечером, слушая плеск реки, так хорошо!

Но появились они здесь не сами собой, а благодаря труду и стараниям человека.

Жил-был в прошлом веке в Узяне Виктор Петров, которого сельчане звали попросту Витенька-дурачок. У него и впрямь не всё в порядке было с рассудком, однако, как часто случается, слабость ума сочеталась с физической силой. Витя воспитывался в местном детском доме (откуда был родом — неведомо), а потом так и остался жить в селе. Не чурался физической работы, владел ремеслом жестянщика: чинил сельчанам металлическую утварь, делал печные трубы, верхушки которых непременно украшал жестяной фигуркой петушка. По народным поверьям, петух защищает дом от нечистой силы, и получается, что Витя не просто красоту творил для сельчан, но и оберег создавал.

Говорят ещё, что частушки петь любил, особенно охальные, смеша и смущая деревенских женщин.

Но главную память о себе оставил, сделав на берегу реки Белой (напротив территории детского дома и возле лесничества) и на берегу пруда мостки из каменных плит. Ломом выкорчёвывал большие камни, укладывал поплотнее друг к другу, самые крупные передвигал по льду в конце осени — начале зимы. Говорил: «Пусть память останется».

Память осталась. «Камни» — так называют эти места в селе — люди любят. Имя человека, построившего эти мостки, помнят. И другим рассказывают.

Рукотворные достопримечательности, памятники

Мемориальный комплекс участникам Великой Отечественной войны

Осенью 2009 года по инициативе и при финансировании уроженцев села и магнитогорских предпринимателей С. В. Мальцева, А. И. Гущина, А. А. Морозова, О. В. Лакницкого и Д. В. Мельникова началось строительство нового мемориального комплекса, который и был открыт 8 мая 2010 года. Церемония открытия стала праздником общерайонного масштаба. Уникальность мемориала в том, что на его плитах высечены имена всех узянцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной.

Автор проекта комплекса — Борис Григорьевич Гагарин, профессор кафедры живописи Магнитогорского государственного университета, член Союза художников России, заслуженный работник культуры РСФСР.

Комплекс представляет из себя 16 мраморных плит с именами узянцев — участников Великой Отечественной войны.

Плиты расположены по кругу, в центре установлена мраморная стела с надписью «Ваш подвиг бессмертен и все имена в сердцах наших будут звучать навсегда!».

Вокруг обелиска посажены деревья. Первые деревца посадили участники торжественной церемонии открытия памятника.

Поклонный крест в селе Узян

18 июня 2016 года в Узяне был установлен Поклонный крест. Он сделан из лиственницы, высота креста составляет 15 метром. Это не только религиозный символ, но и своего рода исторический памятник. С давних времён было принято устанавливать поклонные кресты на перекрёстках дорог, возле сёл, городов, а также на месте бывших храмов. Крест в Узяне установлен на том месте, где до революции стояла Свято-Троицкая церковь, на месте освящённом, намоленном. Когда стали копать котлован для установки креста, лопаты упёрлись во что-то твёрдое — и это оказался фундамент бывшего храма, что ещё раз подтвердило правильность выбора места.

В день открытия креста у его основания была заложена капсула с посланием потомкам, открыть которую предстоит через 50 лет, в 2066 году. Крест был установлен благодаря группе небезразличных людей — это местный предприниматель Г. И. Кузнецов, директор страховой компании «Энергогарант» С. В. Мальцев и белорецкий предприниматель Ю. И. Савлуков.

Мемориальная плита Михаилу Громогласову

Михаил Дмитриевич Громогласов родился в 1863 году в селе Левашеве Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии. В 1878 году поступил в Уфимскую духовную семинарию, которую окончил в 1884 году. Вскоре женился, а в декабре 1884 года был рукоположен в сан священника и назначен служить в храм Белорецка.

В октябре 1885 года открыл первую школу грамоты в Белорецке, затем женскую школу грамоты на 60 человек и мужскую церковно-приходскую школу на 120 человек.

12 августа 1890 года отец Михаил был переведён служить в Свято-Троицкую церковь при Узянском заводе. Здесь он также активно занялся организацией церковно-школьного дела. В Узяне отец Михаил организовал и отстроил церковно-приходскую школу (женскую в 1895 году и мужскую в 1896 году), а также министерскую школу, сам являлся заведующим и законоучителем. Также благодаря ему был благоустроен местный храм.

По его ходатайству также были открыты школы в Верхнем Авзяне, Николаевке, Ломовке, Каге, Тирляне.

Его труды были отмечены и награждены как образовательными структурами, так и епархиальным начальством: «За полезную деятельность по устройству Узянской министерской школы и благоукрашение местного храма», «За ревностное старание об устройстве Узянской церковной школы», «За изыскание средств и за постройку Узянской министерской школы, а также за усердное преподавание Закона Божия».

В 1905 году Михаил Громогласов был назначен настоятелем Николаевского собора в Верхнеуральске, где продолжил свою просветительскую деятельность и духовное служение.

При большевиках отец Михаил не участвовал в политической борьбе, но по ложному доносу был арестован, ранен, сидел в верхнеуральской тюрьме, подвергался гонениям, использовался на тяжелых физических работах. В тюрьме продолжал вести церковную службу.

В мае 1918 года отец Михаил вместе с другими 17 именитыми верхнеуральцами были вывезены по дороге на Тирлянский завод и расстреляны большевиками недалеко от села Наурузово (Башкирия) в безымянном долу. Отец Михаил благословил всех смертников перед расстрелом и сам мужественно принял смерть, продолжая читать молитву.

Через два месяца после расстрела останки были перезахоронены на Верхнеуральском кладбище, но в настоящее время могила неизвестна. М.Д. Громогласов погиб на 56-м году жизни, у него осталось 9 детей.

В 1981 году Русской православной церковью за границей протоиерей Михаил Громогласов был канонизирован — причислен к лику святых.